5 февраля в рамках недели естественно-научных дисциплин прошел открытый интегрированный урок на тему «Вечность движения». 20.02.2020

Целью урока было показать единство мира через интеграцию естественных и гуманитарных наук, повторить и закрепить знания законов природы, предоставить учащимся возможность проявить творческое начало, отметить значение патриотический нравственных устоев в преодолении физических страданий.

Вечность движения в природе и творчестве

5-го февраля 2020 года в актовом зале здания 2 Школы 1440 прошел открытый интегрированный урок литературы и естественных наук для учеников 8-х – 11-х классов (в рамках школьной Недели естествознания). Творческое объединение учеников и учителей школы «Сhemistry&Co» подготовило и провело этот необычный урок. Ученики – исполнители стихотворений о зимнем периоде в природе и творчестве Ганичева Татьяна, Криштопов Алексей, Трошнева Екатерина (8Е), фотохудожник Зимина Ольга (9Е), оператор компьютерной презентации Соловьев Дмитрий (10 е-н), исполнители стихотворений Исаева Варвара (11 гум), Жихарева Дарья (11 тех), а также учитель химии Бирюкова Людмила Юрьевна, учитель биологии Пашутина Галина Александровна и учитель физики и астрономии Удодова Александра Станиславовна, на примере произведений русских и зарубежных поэтов представили зимний сезон как один из этапов вечного круговорота веществ в природе.

В начале занятия, после небольшой поэтической разминки, ученикам и гостям предложили самостоятельно сформулировать тему урока в соответствии с его эпиграфом: «Пролетание и прохожденье-твой урок я усвоил, зима. Уводящее в вечность движенье омывает нас, сводит с ума.» (Белла Ахмадулина. Снег). Вечность движения – это урок, который нам даёт зима.

На уроке анализировались природные явления в зимнем лесу, саду и городе. Например, масса полезной информации об окружающем мире ярко и образно сформулирована в стихотворении Арсения Тарковского : «В кувшине кислорода Истлело на весу...Какая там свобода, Когда зима в лесу.». Обсуждались процессы гниения листвы, описанные Тарковским, в воздухе (кувшине кислорода, отсутствие свободы в зимнем лесу – что их связывает.

В течении урока звучали музыкальные фрагменты, например, песня Сергея Никитина на стихи Бориса Пастернака «Снег идет». Также анализировалось с точки зрения естественных наук стихотворение Б. Пастернака «Единственные дни»: «Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет И солнце греется на льдине. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье.». Ученики обсудили дни солнцестояния, астрономические особенности зимнего солнцестояния.

Чародейка-зима Федора Тютчева заставила задуматься учеников, почему лес стоит «не мертвец и не живой», ученикам необходимо было аргументировать свой ответ, доказать биохимией процессов: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован..»

Афанасий Фет в одном их своих стихотворений пишет : «Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали…», учеников спрашивали когда и почему скрипит вода.

Стихотворение Роберта Рождественского «Следы» попросили проиллюстрировать, и группа учеников за две минуты с удовольствием выполнила это задание : «На снегу, на очень тихом снегу —восклицательные знаки следов!».

Стихотворение Иосифа Бродского «Рыбы зимой», прозвучавшее в исполнении ученицы 11-го класса, вдохновило обсуждение вопросов дыхания рыб, особенности строения их организма, например строки : «Рыбы зимой живут. Рыбы жуют кислород. Рыбы зимой плывут, задевая глазами лед…» вызвали обсуждение вопросов благополучного существования рыбы в холодной воде, богатой растворенным в ней кислородом, и отсутствия век у рыб.

Второго февраля в России отмечается один из дней воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). На уроке «Вечность движения» прозвучала песня Владимира Высоцкого «Сыновья уходят в бой» и были продемонстрированы документальные фотографии зимнего Сталинграда. "Конец мой – еще не конец. Конец – это чье-то начало», - пел В. Высоцкий. Ученики почтили память героев Великой Отечественной войны, отметили значение силы духа в преодолении жизненных невзгод, голода, холода, лишений и пришли к выводу о круговороте элементов в природе, который обеспечивает бессмертие материи на Земле.

На уроке были и другие литературные фрагменты и задания, которые дети с интересом и удовольствием слушали и выполняли.

Февраль 2020 г

«Chemistry&Co»